На заре текущего столетия нашей уссурийской груше «повезло»: она стала «знаменитостью», известной во всем мире. Еще в 1900-х годах Иван Владимирович Мичурин пыльцой нежного французского сорта культурной груши «бере-рояль» оплылил уссурийскую дикарку грушу. Семена от полученного гибридного плода дали всходы, которые выросли затем в молодые деревца. Одно из них особенно порадовало селекционера: в 1914 году на нем созрели замечательные плоды — крупные, мясистые и ароматные, отличного нежного вкуса. Это дерево выдерживало морозы за 30 градусов, а цветки его не погибали даже от изрядных весенних заморозков. Было ясно: в «бере зимней Мичурина», как был назван этот новый сорт, проявился «характер» уссурийки — зимостойкость и выносливость. По этим качествам груша уссурийская не имеет себе равных во всем мире, тем более выращивание груши в Сибири и Дальнем Востоке.
Всесторонне исследуя уссурийскую грушу, Мичурин убедился также, что она является «незаменимым подвоем». «Лучшим по выносливости к зимним морозам подвоем для культурных сортов груш средней и северной части ЦЧО, — указывал он, — нужно считать вид дикорастущей уссурийской груши… В роли подвоев сеянцы уссурийских груш прекрасно принимают на себя все различные виды прививки наших садовых сортов груш, причем привитой сорт срастается с подвоем прочно, без всяких утолщений и развивает рост средней силы».
Время доказало, что и на Дальнем Востоке и Сибири, где большим злом для культурных сортов плодовых деревьев являются осенне-весенние солнечные ожоги стволов, в роли подвоев груша уссурийская вполне оправдала себя. Прививкой культурных сортов деревьев в ее крону исключается опасность ожогов стволов, так как уссурийская груша не подвержена этому заболеванию. Но уссурийская груша не только замечательный подвой, она и отличный исходный материал для выведения новых плодовых культур путем гибридизации. «Но что всего интереснее из полезных применений в наших садах уссурийских груш, — писал по этому поводу И. В. Мичурин, — так это введение их в дело гибридизации при скрещивании с нежными иностранными сортами, с целью получения новых выносливых в наших местностях сортов груш высшего вкусового качества».
И сам Мичурин, и многочисленная плеяда его последователей, использовав уссурийскую грушу, дали отечественному и мировому плодоводству немало прекрасных сортов культурных груш. И как знать, сколько их еще появится благодаря неустанному труду пытливых людей. Нужно только побольше заготавливать семян этой груши, снабжать ими питомники всей страны. Именно так поступал И. В. Мичурин. В 1932 году он писал: «В начале августа я обратился в Наркомзем с просьбой дать телеграфное распоряжение в садоводство г. Благовещенска о забронировании всех плодов этой груши на семена для питомников средней и северной части ЦЧО». Возможности для заготовки семян на Дальнем Востоке огромны. Только в лесах и сельских садах Приморья в год можно собрать до полутора, а в Хабаровском крае — до тонны семян.
Груша уссурийская в естественных условиях растет почти по всему Приморью и на значительной части Приамурья. Северной границей ее ареала является условная линия, соединяющая район Благовещенска — низовье реки Бурей — район Хабаровска. Вниз по Амуру она встречается до Комсомольска. Растет груша одиночно или группами по незатопляемым берегам рек, по островам, на опушках леса и в кустарниковых зарослях. В лучших условиях произрастания деревья достигают 10—12 метров высоты и 30—50 сантиметров в диаметре ствола. Густая, плотная крона имеет шаровидно-продолговатую или яйцевидную форму. Цветет груша до распускания листьев. Цветки ее крупные, диаметром 3—3,5 сантиметра, белоснежные, очень морозоустойчивые. За это ее качество И. В. Мичурин высоко ценил уссурийскую грушу.
«Крупные белые цветы, — писал он,— без вреда переносят утренние морозы такой силы, при которой у наших сортов культурных груш совершенно не получается завязи». Опыляются цветки только пыльцой другого дерева, поэтому одиночно стоящие экземпляры, несмотря на ежегодное обильное цветение, обычно не плодоносят. Цветущие груши привлекают массу пчел, собирающих нектар и желтовато-красную пыльцу.
В процессе выращивания груши в Сибири или Дальнем Востоке, плоды созревают в конце августа или сентябре. Размер, форма и окраска плодов в зависимости от разновидностей, встречающихся в природе, а также от условий произрастания различны. Так, по размеру они могут быть от 3 до 5 сантиметров в диаметре, а по форме — шаровидные, округлые, слегка удлиненные или грушевидные. Окраска плодов варьирует от зеленой, зеленовато-сероватой до соломенно-желтой. Мякоть плодов сочная, но жесткая и терпкая, вяжуще-кислого вкуса. Однако после продолжительной лежки они теряют эти отрицательные качества, становятся более сочными, кисло-сладкими и ароматными и могут потребляться в свежем виде.
Впрочем, в природе встречаются и такие экземпляры дикой груши, плоды которых вполне съедобны сразу после созревания. Именно такие сорта деревьев отыскивали в лесу первые переселенцы в Уссурийский край и пересаживали на свои приусадебные участки. До сих пор в селах Приуссурья можно видеть крупные экземпляры диких груш, растущие по соседству с «лукашовками», «болоняевками» и другими культурными сортами.
Урожайные годы повторяются через два-три неурожайных. В урожайный год с 20—25-летнего дерева, растущего в лесу, можно собрать по 30—40 килограммов груш. В садах же, где ежегодно взрыхляться приствольные круги и вносятся удобрения, а также работают пчелы-опылители, урожай с дерева достигает 70—100 килограммов, причем плоды более крупные и сочные.
Плоды «уссурийки» в свежем виде используются в пищу редко — охотников до кислых и терпких «игруш», как называют их коренные жители приморских сел, не так уж много. Их в основном перерабатывают в повидло, компоты, квас, фруктовый чай, суррогатный кофе. А что касается варенья, то, по мнению знатоков, оно из диких груш лучше, чем из плодов культурных сортов. Для длительного хранения дикие груши можно квасить и сушить.
Древесина груши тоже представляет значительный интерес. Розовато-бурая, очень твердая, упругая и вязкая, она по механическим свойствам превосходит древесину дуба, ясеня и клена, в сухом виде не трескается и не коробится, отлично окрашивается и полируется, благодаря этому используется для изготовления токарных, резных и столярных изделий. Из нее делают чертежные принадлежности, ножевую облицовочную фанеру, веретена, трости, детали музыкальных инструментов и машин, рукоятки для ножей, шахматы и многое другое.
Было бы несправедливо умолчать и о декоративности уссурийской груши. В мае, еще не покрытая листвой, она ежегодно пышно расцветает, превращаясь в белоснежные куполообразные шатры. Да и осенью, в наряде из багряно-лиловых листьев, груша выглядит довольно эффектно. Живописны аллеи, парковые и придорожные посадки из грушевых деревьев.
Уссурийская груша легко размножается семенами. Их всхожесть сохраняется до трех лет. Лучшие результаты получаются от осеннего посева.